Мониторинг естественнонаучной направленности дополнительного образования в Российской Федерации
(по итогам 2021/2022 учебного года)
Брянская область
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
По состоянию на 20 декабря 2022 года в мониторинге реализации программ естественнонаучной направленности дополнительного образования детей от региона Брянская область приняло участие 249 организаций.
Распределение образовательных организаций, принявших участие в мониторинге, по типу образовательной организации представлено на графике:
Тип организации | Кол-во | Доля |
---|---|---|
общеобразовательная организация | 189 | 75,9% |
дошкольная образовательная организация | 35 | 14,1% |
организация дополнительного образования | 21 | 8,4% |
профессиональная образовательная организация | 4 | 1,6% |
Распределение образовательных организаций, принявших участие в мониторинге, по организационно-правовой форме представлено на графике:
Организационно-правовая форма | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение | 193 | 77,5% |
Государственное бюджетное образовательное учреждение | 37 | 14,9% |
Государственное автономное образовательное учреждение | 10 | 4,0% |
Муниципальное автономное учреждение | 9 | 3,6% |
Распределение образовательных организаций, принявших участие в мониторинге, по типу населенного пункта представлено на графике:
Тип населенного пункта | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Сельское поселение | 135 | 54,2% |
Город | 83 | 33,3% |
Поселок городского типа | 31 | 12,4% |
Раздел 2. ОБУЧАЮЩИЕСЯ
В 2021-2022 учебном году, а так же в летний период на обучение по программам естественнонаучной направленности было зачислено 10 973 детей.
Возрастное распределение обученных в 2021-2022 гг. детей представлено на графике:
Возрастная группа | Кол-во | Доля |
---|---|---|
6 лет и младше | 658 | 6,0% |
7 - 10 лет | 2 758 | 25,1% |
11 - 15 лет | 5 585 | 50,8% |
16 - 18 лет | 1 993 | 18,1% |
Гендерное распределение обученных в 2021-2022 гг. детей представлено на графике:
Пол обучающихся | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Мальчики | 5 118 | 47,2% |
Девочки | 5 723 | 52,8% |
Количество обученных в 2022 году детей, относящихся к особым социальным категориям, составило 295 чел., что составляет 2,7% от общего числа обученных детей. Информация об отдельных социальных группах и количестве детей, принадлежащих к этим группам, представлены на графике:
Социальная группа | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | 64 | 21,7% |
Дети-инвалиды | 65 | 22,0% |
Дети-сироты | 43 | 14,6% |
Дети, оставшиеся без попечения родителей | 123 | 41,7% |
Распределение детей, обученных в 2022 году, по направлениям обучения представлено в таблице:
Направление обучения | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Эколого-биологический (включая прикладные направления) | 4 505 | 41,1% |
генетика и генетические технологии | 469 | 4,3% |
агроэкологическое направление | 853 | 7,8% |
лесохозяйственное направление | 510 | 4,6% |
Физико-географический (комплекс наук о Земле и их прикладные направления) | 860 | 7,8% |
Физико-химический (включая астрономию) | 1 476 | 13,5% |
Логико-математический (математика, статистика и теория вероятности, логика, информатика и программирование) | 1 772 | 16,1% |
Комплексный (2 и более тематических цикла из указанных выше) | 827 | 7,5% |
Другое | 1 927 | 17,6% |
Количество детей, обучающихся в 2022 году в структурном подразделении «Экостанция» составило 45 чел., что составляет 0,4% от общего числа обученных детей.
Информацию о наличии при образовательной организации детского экологического пресс-центра указало 242 организаций, что составляет 97,2% от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге.
Количество выпускников образовательных организации из числа освоивших дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, поступивших в 2022 году на профильные специальности в образовательные организации высшего образования (высшие учебные заведения) составило 360 чел., что составляет 3,3% от общего числа обученных детей.
Количество выпускников образовательных организации из числа освоивших дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, поступивших в 2022 году на профильные специальности в профессиональные образовательные организации (колледжи, техникумы) составило 194 чел., что составляет 1,8% от общего числа обученных детей.
Раздел 3. ПЕДАГОГИ
Общее количество педагогов дополнительного образования, реализующих образовательные программы по естественнонаучной направленности, составляет 498 чел. Из них 47 мужчин и 452 женщин.
Высшую квалификационную категорию имеет 295 педагогов, что составляет 59,2% от общего числа педагогов. Первую квалификационную категорию имеет 166 педагогов, что составляет 33,3% от общего числа педагогов.
Количество иных работников в образовательных организациях, обеспечивающих образовательный процесс по естественнонаучной направленности составляет 166 чел. Количество иных работников отдельно по категориям работников представлено в таблице:
Категория работников | Кол-во | Доля |
---|---|---|
методисты и старшие методисты | 31 | 18,7% |
педагоги-организаторы | 77 | 46,4% |
лаборанты | 18 | 10,8% |
тьюторы | 11 | 6,6% |
руководители структурных подразделений | 29 | 17,5% |
Возрастное распределение педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, представлено на графике:
Возрастная группа | Кол-во | Доля |
---|---|---|
18–25 лет | 19 | 3,8% |
26–35 лет | 49 | 9,8% |
36–45 лет | 125 | 25,1% |
46–55 лет | 180 | 36,1% |
старше 55 лет | 125 | 25,1% |
Распределение педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, по педагогическому стажу представлено на графике:
Педагогический стаж | Кол-во | Доля |
---|---|---|
0–3 года | 41 | 8,3% |
4–10 лет | 52 | 10,5% |
11–20 лет | 102 | 20,6% |
Больше 20 лет | 301 | 60,7% |
Курсы повышения квалификации за последние три года (с 1 января 2019 года) прошли 394 педагогов дополнительного образования, что составляет 79,1% от общего числа педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности.
Распределение педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, по уровню образования представлено на графике:
Уровень образования | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Высшее педагогическое | 437 | 86,0% |
Среднее педагогическое | 47 | 9,3% |
Высшее профессиональное непедагогическое | 19 | 3,7% |
Среднее профессиональное непедагогическое | 0 | 0,0% |
Незаконченное высшее | 4 | 0,8% |
Другое | 1 | 0,2% |
Среди административных и педагогических работников, занимающихся реализацией естественнонаучной направленности, ученую степень кандидата наук имеют 9 сотрудников, что составляет 1,4% от общего числа сотрудников. Ученую степень доктора наук имеют 1 сотрудников, что составляет 0,2% от общего числа сотрудников.
Раздел 4. ПРОГРАММЫ
Суммарное количество реализуемых образовательных программ естественнонаучной направленности составляет 557. Распределение программ по тематическим циклам представлено в таблице:
Тематический цикл | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Эколого-биологический (включая прикладные направления) | 229 | 41,1% |
генетика и генетические технологии | 18 | 3,2% |
агроэкологическое направление | 40 | 7,2% |
лесохозяйственное направление | 27 | 4,8% |
Физико-географический (комплекс наук о Земле и их прикладные направления) | 46 | 8,3% |
Физико-химический (включая астрономию) | 93 | 16,7% |
Логико-математический (математика, статистика и теория вероятности, логика, информатика и программирование) | 86 | 15,4% |
Комплексный (2 и более тематических цикла из указанных выше) | 33 | 5,9% |
Другое | 70 | 12,6% |
Распределение дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности по их уровню представлено на графике:
Уровень программы | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Ознакомительные/стартовые | 184 | 33,4% |
Базовые | 332 | 60,3% |
Углубленные/продвинутые | 35 | 6,4% |
Распределение дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности по типу финансирования представлено на графике:
Тип финансирования | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Реализующиеся за счет федерального бюджета | 114 | 21,2% |
Реализующиеся за счет бюджета субъекта Российской Федерации | 164 | 30,4% |
Реализующиеся за счет местного (муниципального) бюджета | 248 | 46,0% |
Реализующиеся по договорам об оказании платных образовательных услуг | 13 | 2,4% |
Распределение дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности по принципам разработки и построения представлено на графике:
Принцип построения программ | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Адаптированные (для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью) | 15 | 10,1% |
С использованием дистанционных образовательных технологий | 87 | 58,8% |
В сетевой форме реализации по модели «организация дополнительного образования – школа» | 39 | 26,4% |
Реализуемые по модели «образовательная организация – ВУЗ – научный центр – реальный сектор экономики» | 7 | 4,7% |
Статистика по работе организаций, реализующих общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, с региональным навигатором дополнительнго образования детей представлена на графике (указывается количество организаций):
Работа с навигатором | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Все программы представлены на региональном навигаторе ДОД | 147 | 70,3% |
Часть программ уже представлена на региональном навигаторе ДОД | 26 | 12,4% |
Ещё не приступили к представлению программ на региональном навигаторе ДОД | 35 | 16,7% |
В регионе отсутствует навигатор ДОД, на котором можно было бы представить программы | 1 | 0,5% |
Раздел 5. УЧАСТИЕ В КОНКУРСНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Из числа организаций, принявших участие в мониторинге, 97 организаций (39,0%) указали информацию о том, что учащиеся, занимающиеся по программам естественнонаучной направленности в образовательной организации, принимали частие в конкурсных мероприятиях Всероссийского сводного календарного плана мероприятий, направленных на развитие экологического образования, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях, за последние три года (с 1.01.2019). Отрицательный ответ на данный вопрос дали 123 организаций (49,4%) организаций. Затруднились с ответом на данный вопрос 16 организаций (6,4%).
Информация о количестве организаций, обучающиеся которых принимали участие в указанных конкурсных мероприятиях и становились призерами и/или победителями, представлена в таблице (в колонке "Количество" указано количество организаций, в колонке "Доля" указано значение, относительно количества организаций, учащиеся которых принимали участие в соответствующих мероприятиях):
Результат участия | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Становились победителями | 10 | 10,3% |
Становились призерами | 26 | 26,8% |
Становились победителями и призерами | 14 | 14,4% |
В 2021-2022 учебном году в экологических акциях приняли участие 14 472 чел. из числа обучающихся организаций, принявших участие в мониторинге. В конкурсах и акциях космической тематики приняли участие 4 842 чел. из 124 организаций.
Раздел 6. ИНФРАСТРУКТУРА
Из числа организаций, принявших участие в мониторинге, о необходимости проведения капитального ремонта здания/зданий, где проводятся занятия по естественнонаучной направленности заявили 45 организаций, что составляет 18,1% от общего числа организаций.
В текущем ремонте нуждается 89 организаций, что составляет 35,7% от общего числа организаций.
О необходимости приобретения и (или) обновления перечня средств обучения для реализации программ естественнонаучной направленности сообщили 151 организаций, что составляет 60,6% от общего числа организаций.
Техническая возможность обеспечивать реализацию программ естественнонаучной направленности в дистанционном формате (через сеть Интернет) и организовывать видеоконференцсвязь с обучающимися имеется у 153 организаций, что составляет 61,4% от общего числа организаций.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации учебных кабинетов/аудиторий, в которых созданы условия для реализации программ естественнонаучной направленности с применением современных лабораторных технологий сообщили 113 организаций, что составляет 45,4% от общего числа организаций.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации земельного участка, находящегося в распоряжении образовательной организации и используемого в образовательном процессе по естественнонаучной направленности сообщили 112 организаций, что составляет 45,0% от общего числа организаций.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации музея, относящегося к естественнонаучной тематике или к истории юннатского движения сообщили 12 организаций, что составляет 4,8% от общего числа организаций.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации библиотеки с наличием литературы по естественнонаучной направленности сообщили 137 организаций, что составляет 55,0% от общего числа организаций.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации стационарного и/или мобильного планетария сообщили 2 организаций, что составляет 0,8% от общего числа организаций.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации периодического издания экологического, естественнонаучного направления сообщили 24 организаций, что составляет 9,6% от общего числа организаций.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации детского ботанического сада сообщили 3 организаций, что составляет 1,2% от общего числа организаций. Еще 6 организаций (2,4%) сообщили о том, что создание детского ботанического сада включено в план развития организации.
О наличии в инфраструктуре образовательной организации структурного подразделения «Экостанция» сообщили 3 организаций, что составляет 1,2% от общего числа организаций. Еще 5 организаций (2,0%) сообщили о том, что создание детского ботанического сада включено в план развития организации.
В ходе мониторинга организациями были выделены следующие проблемы, препятствующие развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности (указывается количество организаций, указавших на наличие проблемы):
Проблема | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Проблемы отсутствуют | 47 | 12,5% |
Недостаточное финансирование | 90 | 24,0% |
Нехватка квалифицированных педагогических кадров | 70 | 18,7% |
Сложности с набором детей на обучение по программам | 34 | 9,1% |
Устаревшие образовательные программы | 4 | 1,1% |
Дефицит современных методик исследовательской работы | 22 | 5,9% |
Устаревшее оборудование | 78 | 20,8% |
Сложности с организацией образовательной работы в полевых условиях, в природной обстановке | 30 | 8,0% |
Раздел 7. ТРУДОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Образовательные организации, принявшие участие в мониторинге, указали следующие данные о наличии трудовых объединений обучающихся на базе образовательной организации (указывается количество организаций):
Трудовая организация | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Школьное лесничество | 19 | 7,6% |
Трудовое объединение сельскохозяйственного (агроэкологического) профиля, далее – агрообъединение | 17 | 6,8% |
Трудовое объединение другого направления | 33 | 13,3% |
Трудовые объединения отсутствуют | 157 | 63,1% |
Общее количество членов школьных лесничеств составляет 390 чел., что составляет 3,6% от общего детей, обучающихся в организациях, принявших участие в мониторинге.
Организациями были указаны следующие виды практической деятельности, по которым работало школьное лесничество в 2021/2022 учебном году (указывается количество организаций и доля от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге):
Вид деятельности | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Сбор семян древесных и кустарниковых пород | 14 | 5,6% |
Выращивание посадочного материала на различных этапах | 10 | 4,0% |
Участие в посадке леса и уходе за ним | 16 | 6,4% |
Озеленение населённых пунктов, берегов рек, придорожных полос | 22 | 8,8% |
Участие в работах по уходу за лесными культурами и естественными молодняками | 8 | 3,2% |
Обнаружение очагов вредителей леса и проведение мероприятий по защите леса | 3 | 1,2% |
Просветительская и природоохранная деятельность | 23 | 9,2% |
Другие направления | 23 | 9,2% |
Формы организации трудового объединения обучающихся сельскохозяйственного профиля (агрообъединения) (указывается количество организаций и доля от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге):
Форма организации | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Ученическая производственная бригада (УПБ) | 14 | 5,6% |
Агрообъединение / Агроэкологическое объединение обучающихся, не имеющее статуса УПБ | 4 | 1,6% |
Агротехнологический класс / агрокласс | 1 | 0,4% |
Микроферма / школьная ферма | 0 | 0,0% |
Школьный кооператив | 3 | 1,2% |
Летнее профильное агрообъединение | 11 | 4,4% |
Другое | 31 | 12,4% |
Общее количество членов трудового объединения обучающихся сельскохозяйственного профиля (агрообъединения) составило 670 чел., что составляет 6,1% от общего детей, обучающихся в организациях, принявших участие в мониторинге.
Виды практической деятельности, по которым работало агрообъединение в 2021/2022 учебном году (указывается количество организаций и доля от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге):
Вид деятельности | Кол-во | Доля |
---|---|---|
Овощеводство | 20 | 8,0% |
Полеводство | 7 | 2,8% |
Плодоводство | 5 | 2,0% |
Садоводство | 7 | 2,8% |
Цветоводство и озеленение населённых пунктов | 28 | 11,2% |
Выращивание лекарственных растений | 6 | 2,4% |
Животноводство | 0 | 0,0% |
Птицеводство | 0 | 0,0% |
Кролиководство | 0 | 0,0% |
Пчеловодство | 0 | 0,0% |
Просветительская и природоохранная деятельность | 10 | 4,0% |
Деятельность по развитию агротуризма | 0 | 0,0% |
Умное сельское хозяйство и сити-фермерство | 3 | 1,2% |
Инженерия, автоматизация и робототехника | 1 | 0,4% |
Другие направления | 21 | 8,4% |
Общее количество единиц сельскохозяйственной техники, используемой в агрообъединениях составило 6 ед.