Мониторинг естественнонаучной направленности дополнительного образования в Российской Федерации

(по итогам 2021/2022 учебного года)

Брянская область

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

По состоянию на 20 декабря 2022 года в мониторинге реализации программ естественнонаучной направленности дополнительного образования детей от региона Брянская область приняло участие 249 организаций.

Распределение образовательных организаций, принявших участие в мониторинге, по типу образовательной организации представлено на графике:

Тип организации Кол-во Доля
общеобразовательная организация 189 75,9%
дошкольная образовательная организация 35 14,1%
организация дополнительного образования 21 8,4%
профессиональная образовательная организация 4 1,6%

Распределение образовательных организаций, принявших участие в мониторинге, по организационно-правовой форме представлено на графике:

Организационно-правовая форма Кол-во Доля
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 193 77,5%
Государственное бюджетное образовательное учреждение 37 14,9%
Государственное автономное образовательное учреждение 10 4,0%
Муниципальное автономное учреждение 9 3,6%

Распределение образовательных организаций, принявших участие в мониторинге, по типу населенного пункта представлено на графике:

Тип населенного пункта Кол-во Доля
Сельское поселение 135 54,2%
Город 83 33,3%
Поселок городского типа 31 12,4%

Раздел 2. ОБУЧАЮЩИЕСЯ

В 2021-2022 учебном году, а так же в летний период на обучение по программам естественнонаучной направленности было зачислено 10 973 детей.

Возрастное распределение обученных в 2021-2022 гг. детей представлено на графике:

Возрастная группа Кол-во Доля
6 лет и младше 658 6,0%
7 - 10 лет 2 758 25,1%
11 - 15 лет 5 585 50,8%
16 - 18 лет 1 993 18,1%

Гендерное распределение обученных в 2021-2022 гг. детей представлено на графике:

Пол обучающихся Кол-во Доля
Мальчики 5 118 47,2%
Девочки 5 723 52,8%

Количество обученных в 2022 году детей, относящихся к особым социальным категориям, составило 295 чел., что составляет 2,7% от общего числа обученных детей. Информация об отдельных социальных группах и количестве детей, принадлежащих к этим группам, представлены на графике:

Социальная группа Кол-во Доля
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 64 21,7%
Дети-инвалиды 65 22,0%
Дети-сироты 43 14,6%
Дети, оставшиеся без попечения родителей 123 41,7%

Распределение детей, обученных в 2022 году, по направлениям обучения представлено в таблице:

Направление обучения Кол-во Доля
Эколого-биологический (включая прикладные направления) 4 505 41,1%
генетика и генетические технологии 469 4,3%
агроэкологическое направление 853 7,8%
лесохозяйственное направление 510 4,6%
Физико-географический (комплекс наук о Земле и их прикладные направления) 860 7,8%
Физико-химический (включая астрономию) 1 476 13,5%
Логико-математический (математика, статистика и теория вероятности, логика, информатика и программирование) 1 772 16,1%
Комплексный (2 и более тематических цикла из указанных выше) 827 7,5%
Другое 1 927 17,6%

Количество детей, обучающихся в 2022 году в структурном подразделении «Экостанция» составило 45 чел., что составляет 0,4% от общего числа обученных детей.

Информацию о наличии при образовательной организации детского экологического пресс-центра указало 242 организаций, что составляет 97,2% от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге.

Количество выпускников образовательных организации из числа освоивших дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, поступивших в 2022 году на профильные специальности в образовательные организации высшего образования (высшие учебные заведения) составило 360 чел., что составляет 3,3% от общего числа обученных детей.

Количество выпускников образовательных организации из числа освоивших дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, поступивших в 2022 году на профильные специальности в профессиональные образовательные организации (колледжи, техникумы) составило 194 чел., что составляет 1,8% от общего числа обученных детей.

Раздел 3. ПЕДАГОГИ

Общее количество педагогов дополнительного образования, реализующих образовательные программы по естественнонаучной направленности, составляет 498 чел. Из них 47 мужчин и 452 женщин.

Высшую квалификационную категорию имеет 295 педагогов, что составляет 59,2% от общего числа педагогов. Первую квалификационную категорию имеет 166 педагогов, что составляет 33,3% от общего числа педагогов.

Количество иных работников в образовательных организациях, обеспечивающих образовательный процесс по естественнонаучной направленности составляет 166 чел. Количество иных работников отдельно по категориям работников представлено в таблице:

Категория работников Кол-во Доля
методисты и старшие методисты 31 18,7%
педагоги-организаторы 77 46,4%
лаборанты 18 10,8%
тьюторы 11 6,6%
руководители структурных подразделений 29 17,5%

Возрастное распределение педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, представлено на графике:

Возрастная группа Кол-во Доля
18–25 лет 19 3,8%
26–35 лет 49 9,8%
36–45 лет 125 25,1%
46–55 лет 180 36,1%
старше 55 лет 125 25,1%

Распределение педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, по педагогическому стажу представлено на графике:

Педагогический стаж Кол-во Доля
0–3 года 41 8,3%
4–10 лет 52 10,5%
11–20 лет 102 20,6%
Больше 20 лет 301 60,7%

Курсы повышения квалификации за последние три года (с 1 января 2019 года) прошли 394 педагогов дополнительного образования, что составляет 79,1% от общего числа педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности.

Распределение педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, по уровню образования представлено на графике:

Уровень образования Кол-во Доля
Высшее педагогическое 437 86,0%
Среднее педагогическое 47 9,3%
Высшее профессиональное непедагогическое 19 3,7%
Среднее профессиональное непедагогическое 0 0,0%
Незаконченное высшее 4 0,8%
Другое 1 0,2%

Среди административных и педагогических работников, занимающихся реализацией естественнонаучной направленности, ученую степень кандидата наук имеют 9 сотрудников, что составляет 1,4% от общего числа сотрудников. Ученую степень доктора наук имеют 1 сотрудников, что составляет 0,2% от общего числа сотрудников.

Раздел 4. ПРОГРАММЫ

Суммарное количество реализуемых образовательных программ естественнонаучной направленности составляет 557. Распределение программ по тематическим циклам представлено в таблице:

Тематический цикл Кол-во Доля
Эколого-биологический (включая прикладные направления) 229 41,1%
генетика и генетические технологии 18 3,2%
агроэкологическое направление 40 7,2%
лесохозяйственное направление 27 4,8%
Физико-географический (комплекс наук о Земле и их прикладные направления) 46 8,3%
Физико-химический (включая астрономию) 93 16,7%
Логико-математический (математика, статистика и теория вероятности, логика, информатика и программирование) 86 15,4%
Комплексный (2 и более тематических цикла из указанных выше) 33 5,9%
Другое 70 12,6%

Распределение дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности по их уровню представлено на графике:

Уровень программы Кол-во Доля
Ознакомительные/стартовые 184 33,4%
Базовые 332 60,3%
Углубленные/продвинутые 35 6,4%

Распределение дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности по типу финансирования представлено на графике:

Тип финансирования Кол-во Доля
Реализующиеся за счет федерального бюджета 114 21,2%
Реализующиеся за счет бюджета субъекта Российской Федерации 164 30,4%
Реализующиеся за счет местного (муниципального) бюджета 248 46,0%
Реализующиеся по договорам об оказании платных образовательных услуг 13 2,4%

Распределение дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности по принципам разработки и построения представлено на графике:

Принцип построения программ Кол-во Доля
Адаптированные (для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью) 15 10,1%
С использованием дистанционных образовательных технологий 87 58,8%
В сетевой форме реализации по модели «организация дополнительного образования – школа» 39 26,4%
Реализуемые по модели «образовательная организация – ВУЗ – научный центр – реальный сектор экономики» 7 4,7%

Статистика по работе организаций, реализующих общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, с региональным навигатором дополнительнго образования детей представлена на графике (указывается количество организаций):

Работа с навигатором Кол-во Доля
Все программы представлены на региональном навигаторе ДОД 147 70,3%
Часть программ уже представлена на региональном навигаторе ДОД 26 12,4%
Ещё не приступили к представлению программ на региональном навигаторе ДОД 35 16,7%
В регионе отсутствует навигатор ДОД, на котором можно было бы представить программы 1 0,5%

Раздел 5. УЧАСТИЕ В КОНКУРСНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Из числа организаций, принявших участие в мониторинге, 97 организаций (39,0%) указали информацию о том, что учащиеся, занимающиеся по программам естественнонаучной направленности в образовательной организации, принимали частие в конкурсных мероприятиях Всероссийского сводного календарного плана мероприятий, направленных на развитие экологического образования, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях, за последние три года (с 1.01.2019). Отрицательный ответ на данный вопрос дали 123 организаций (49,4%) организаций. Затруднились с ответом на данный вопрос 16 организаций (6,4%).

Информация о количестве организаций, обучающиеся которых принимали участие в указанных конкурсных мероприятиях и становились призерами и/или победителями, представлена в таблице (в колонке "Количество" указано количество организаций, в колонке "Доля" указано значение, относительно количества организаций, учащиеся которых принимали участие в соответствующих мероприятиях):

Результат участия Кол-во Доля
Становились победителями 10 10,3%
Становились призерами 26 26,8%
Становились победителями и призерами 14 14,4%

В 2021-2022 учебном году в экологических акциях приняли участие 14 472 чел. из числа обучающихся организаций, принявших участие в мониторинге. В конкурсах и акциях космической тематики приняли участие 4 842 чел. из 124 организаций.

Раздел 6. ИНФРАСТРУКТУРА

Из числа организаций, принявших участие в мониторинге, о необходимости проведения капитального ремонта здания/зданий, где проводятся занятия по естественнонаучной направленности заявили 45 организаций, что составляет 18,1% от общего числа организаций.

В текущем ремонте нуждается 89 организаций, что составляет 35,7% от общего числа организаций.

О необходимости приобретения и (или) обновления перечня средств обучения для реализации программ естественнонаучной направленности сообщили 151 организаций, что составляет 60,6% от общего числа организаций.

Техническая возможность обеспечивать реализацию программ естественнонаучной направленности в дистанционном формате (через сеть Интернет) и организовывать видеоконференцсвязь с обучающимися имеется у 153 организаций, что составляет 61,4% от общего числа организаций.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации учебных кабинетов/аудиторий, в которых созданы условия для реализации программ естественнонаучной направленности с применением современных лабораторных технологий сообщили 113 организаций, что составляет 45,4% от общего числа организаций.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации земельного участка, находящегося в распоряжении образовательной организации и используемого в образовательном процессе по естественнонаучной направленности сообщили 112 организаций, что составляет 45,0% от общего числа организаций.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации музея, относящегося к естественнонаучной тематике или к истории юннатского движения сообщили 12 организаций, что составляет 4,8% от общего числа организаций.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации библиотеки с наличием литературы по естественнонаучной направленности сообщили 137 организаций, что составляет 55,0% от общего числа организаций.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации стационарного и/или мобильного планетария сообщили 2 организаций, что составляет 0,8% от общего числа организаций.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации периодического издания экологического, естественнонаучного направления сообщили 24 организаций, что составляет 9,6% от общего числа организаций.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации детского ботанического сада сообщили 3 организаций, что составляет 1,2% от общего числа организаций. Еще 6 организаций (2,4%) сообщили о том, что создание детского ботанического сада включено в план развития организации.

О наличии в инфраструктуре образовательной организации структурного подразделения «Экостанция» сообщили 3 организаций, что составляет 1,2% от общего числа организаций. Еще 5 организаций (2,0%) сообщили о том, что создание детского ботанического сада включено в план развития организации.

В ходе мониторинга организациями были выделены следующие проблемы, препятствующие развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности (указывается количество организаций, указавших на наличие проблемы):

Проблема Кол-во Доля
Проблемы отсутствуют 47 12,5%
Недостаточное финансирование 90 24,0%
Нехватка квалифицированных педагогических кадров 70 18,7%
Сложности с набором детей на обучение по программам 34 9,1%
Устаревшие образовательные программы 4 1,1%
Дефицит современных методик исследовательской работы 22 5,9%
Устаревшее оборудование 78 20,8%
Сложности с организацией образовательной работы в полевых условиях, в природной обстановке 30 8,0%

Раздел 7. ТРУДОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Образовательные организации, принявшие участие в мониторинге, указали следующие данные о наличии трудовых объединений обучающихся на базе образовательной организации (указывается количество организаций):

Трудовая организация Кол-во Доля
Школьное лесничество 19 7,6%
Трудовое объединение сельскохозяйственного (агроэкологического) профиля, далее – агрообъединение 17 6,8%
Трудовое объединение другого направления 33 13,3%
Трудовые объединения отсутствуют 157 63,1%

Общее количество членов школьных лесничеств составляет 390 чел., что составляет 3,6% от общего детей, обучающихся в организациях, принявших участие в мониторинге.

Организациями были указаны следующие виды практической деятельности, по которым работало школьное лесничество в 2021/2022 учебном году (указывается количество организаций и доля от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге):

Вид деятельности Кол-во Доля
Сбор семян древесных и кустарниковых пород 14 5,6%
Выращивание посадочного материала на различных этапах 10 4,0%
Участие в посадке леса и уходе за ним 16 6,4%
Озеленение населённых пунктов, берегов рек, придорожных полос 22 8,8%
Участие в работах по уходу за лесными культурами и естественными молодняками 8 3,2%
Обнаружение очагов вредителей леса и проведение мероприятий по защите леса 3 1,2%
Просветительская и природоохранная деятельность 23 9,2%
Другие направления 23 9,2%

Формы организации трудового объединения обучающихся сельскохозяйственного профиля (агрообъединения) (указывается количество организаций и доля от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге):

Форма организации Кол-во Доля
Ученическая производственная бригада (УПБ) 14 5,6%
Агрообъединение / Агроэкологическое объединение обучающихся, не имеющее статуса УПБ 4 1,6%
Агротехнологический класс / агрокласс 1 0,4%
Микроферма / школьная ферма 0 0,0%
Школьный кооператив 3 1,2%
Летнее профильное агрообъединение 11 4,4%
Другое 31 12,4%

Общее количество членов трудового объединения обучающихся сельскохозяйственного профиля (агрообъединения) составило 670 чел., что составляет 6,1% от общего детей, обучающихся в организациях, принявших участие в мониторинге.

Виды практической деятельности, по которым работало агрообъединение в 2021/2022 учебном году (указывается количество организаций и доля от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге):

Вид деятельности Кол-во Доля
Овощеводство 20 8,0%
Полеводство 7 2,8%
Плодоводство 5 2,0%
Садоводство 7 2,8%
Цветоводство и озеленение населённых пунктов 28 11,2%
Выращивание лекарственных растений 6 2,4%
Животноводство 0 0,0%
Птицеводство 0 0,0%
Кролиководство 0 0,0%
Пчеловодство 0 0,0%
Просветительская и природоохранная деятельность 10 4,0%
Деятельность по развитию агротуризма 0 0,0%
Умное сельское хозяйство и сити-фермерство 3 1,2%
Инженерия, автоматизация и робототехника 1 0,4%
Другие направления 21 8,4%

Общее количество единиц сельскохозяйственной техники, используемой в агрообъединениях составило 6 ед.